Резолюция
Международной научно-практической конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА»
16 ноября 2017 г.
г. Казань
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства»
16 ноября 2017 года на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства» состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование: вопросы и проблемы социального партнерства, подготовки кадров и трудоустройства выпускников в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства» (далее — Конференция).
Соорганизаторами Конференции выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», Некоммерческое партнерство «Совет директоров образовательных учреждений СПО РТ», Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани, Ассоциация Саморегулируемая организация «Содружество строителей РТ», Саморегулируемая организация Региональное некоммерческое партнерство «Содружество организаций управляющих многоквартирными домами Республики Татарстан», Некоммерческое партнерство «Региональный Центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан».
Цель конференции — общественно-профессиональное обсуждение актуальных вопросов подготовки кадров для сферы строительства и ЖКХ, обобщение и трансляция результатов поиска решений проблем развития профессионального образования.
Проблемное поле Конференции составили ключевые направления развития взаимодействия работодателей с профессиональными образовательными организациями; проблемы, тенденции и перспективы развития профессионального образования в контексте современной образовательной политики; методики, инновации, эффективные практики в педагогике; современные образовательные технологии.
Основные формы работы Конференции:
— пленарное заседание по проблемам подготовки кадров для сферы строительства и ЖКХ;
— работа секций, предусматривающая профессионально-общественное обсуждение по направлениям:
— «Актуальные вопросы развития профессионального образования и подготовки кадров для сферы строительства и ЖКХ».
— «Современные технологии обеспечения качества профессионального образования».
— круглый стол, на котором подведены итоги и обсуждена резолюция Конференции.
В работе Конференции приняли участие более 200 человек, представляющих 8 субъектов Российской Федерации, а также участников из ближнего зарубежья: Республика Казахстан, Республика Беларусь. Всего очно приняли участие 113 человек, заочно — более 90 человек.
Категории участников конференции включают: представителей Министерства образования и науки РТ; Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ; Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»; НП «Совет директоров образовательных учреждений СПО РТ», Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани, АссоциацииСРО «Содружество строителей РТ»; СРО Региональное некоммерческое партнерство «Содружество организаций управляющих многоквартирными домами Республики Татарстан»; НП «Региональный Центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан»; Администрации Кировского района г.Казани; Центра Корпоративного обучения института ДПО ГАСИС НИУ ВШЭ; ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»; представителей работодателей и социальных партнеров: ЗАО «Ремонтстройсервис», Общества с ограниченной ответственностью «Ак таш», ООО «УК ЖКХ Московского района», ООО «Роберт Бош», ООО «Управляющая компания «Уютный дом», ООО «Управляющая компания Приволжского района»; педагогов профессиональных образовательных организаций.
Участники конференции отметили:
— Итогом взаимодействия работодателей и образовательных организаций является согласованное определение потребности регионального рынка труда; организация учебной и производственной практики студентов на базе строительных организаций и объектов ЖКХ; привлечение специалистов к педагогической работе в качестве преподавателей спецдисциплин, руководителей практики и членов государственных экзаменационных комиссий; организация стажировок на производстве преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа, и трудоустройство выпускников.
— Участники конференции подчеркивают необходимость изучения и распространения на регулярной основе имеющегося положительного опыта взаимодействия системы образования и рынка труда путем проведения семинарских встреч, мастер-классов, научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам развития отрасли, проведения конкурсов профессионального мастерства на базе предприятий-работодателей с привлечением ведущих специалистов к разработке конкурсных заданий и к участию в жюри.
— Внедрение стандартов WorldSkills в образовательные программы способствует развитию профессиональных компетенций, формированию навыков при выполнении профессиональных задач, повышает престиж профессий, дает возможность ранней профессиональной ориентации, формирует заинтересованность студентов к работе в реальном секторе экономики.
— Проведение демонстрационного экзамена с применением технологий WorldSkills показывает следующие преимущества: сравнение результатов с мировым уровнем компетенций; оценку качества подготовки выпускников; определение точек дальнейшего роста и развития образовательной организации в области подготовки специалистов конкретного направления в соответствии с актуальными требованиями рынка труда (образовательные программы, материально-техническая база, педагогический состав); выпускники получают предложения на работу. Практика демонстрационных экзаменов является необходимым мероприятием в реалии внедрения требований мировых стандартов.
— При переводе на инновационную экономику таких отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, существенно возрастает роль и значение подготовки кадров в системе профессионального образования. Современные выпускники образовательных учреждений должны уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Важным направлением в реализации задач профессионального образования является интеграция теоретических знаний в практическую составляющую профессиональной готовности студентов. Образовательная система должна включать в себя новые, самые современные знания и технологии, направленные на повышение и поддержание интереса к обучению.
— Необходимость активного участия работодателей в создании Ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций на условиях государственно-частного партнерства. Ресурсные центры, объединяющие современные материально-технические, учебно-методические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечат продуктивную образовательную среду для подготовки высокопрофессиональных специалистов и согласованную политику взаимодействия предприятий и образовательных организаций.
— Рыночные механизмы регулирования кадровых потоков привели к несоответствию спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Существует необходимость повышения активности работодателей в вопросах формирования государственного заказа на подготовку кадров, а также во всех профориентационных и профессионализирующих мероприятиях. Отмечено отсутствие на должном уровне сопровождения профессиональной карьеры молодых специалистов.
— Сегодня изменяется понимание функций профессионального образования, осуществляется переход к новому поколению образовательных стандартов, идет построение современной системы профессионального образования, основанной на модульно-компетентностном подходе. Для успешной карьеры выпускника необходимо уделять приоритетное внимание вопросам качества образования, технологиям обучения как средствам реализации компетентностного подхода. В современных условиях повышается роль всестороннего развития личности специалиста. В этой связи особая роль отводится наукотворчеству и развитию творческих способностей обучаемых, интеграции науки и образования.
По итогам Конференции предложено:
1. Профессиональным образовательным организациям совместно с профильными организациями высшего профессионального образования и работодателями:
— сформировать модель выпускника, включающую профессионально-важные психофизические качества, профессиональные и общие компетенции;
— рассмотреть возможность разработки и реализации программ (проектов), направленных на адаптацию молодежи на рынке труда;
— создать систему отбора и поддержки талантливой молодежи, вовлечения ее в профессиональную деятельность не этапе обучения;
— совместно с саморегулируемыми организациями создать информационный банк данных молодых специалистов — выпускников, желающих трудоустроиться по определенным направлениям профессиональной деятельности;
— рассмотреть вопрос о возможности формирования на базе профессиональных образовательных организаций «зеленых» школ, в которых будут созданы условия для развития движения в области энергосбережения, изучения и освоения энергоэффективных материалов и технологий;
— создать систему многоуровневой подготовки кадров, реализации непрерывного образования в рамках научно-образовательного кластера;
2. Предприятиям – заказчикам кадров:
— возобновить и развивать систему наставничества над молодыми специалистами с поощрением специалистов-профессионалов.
3. Профессиональным образовательным организациям:
— продумать системный подход в организации процесса экологического образования в целом, когда весь педагогический коллектив принимает активное участие в формировании у молодого поколения эколого-природоохранных взглядов и убеждений;
— укреплять взаимодействия между средними и высшими профессиональными учебными заведениями в научно-исследовательской, информационно-коммуникативной сферах;
— применять на занятиях исследовательские методы обучения и формировать навыки самостоятельной работы, позволяющие развивать критическое мышление, творческий потенциал студентов, активную жизненную позицию и лидерские качества;
— стремиться к созданию эффективной модели профессионального образования, при которой выпускник будет способен реализовывать свой потенциал, ориентироваться при выборе места работы, соответствующего его индивидуальным предпочтениям и возможностям, будет адаптирован к корпоративной культуре будущего работодателя, самостоятельно совершенствовать знания, умения, практический опыт
4. Опубликовать материалы по итогам Международной научно- практической конференции «Профессиональное образование: вопросы и проблемы социального партнерства, подготовки кадров и трудоустройства выпускников в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства» в электронном и печатном форматах.
5. Отметить положительный эффект совместной работы участников конференции в определении новых подходов к решению проблем и задач социального партнерства, подготовки кадров и трудоустройства выпускников в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства.